Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение индивидуального человека до его истинной целостности. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ЗНАЧЕНИЕ] [28.01.2017 01:00:03]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
... аскетизм сам по себе ещё не есть добро и, следовательно, не может быть высшим или безусловным принципом нравственности. Истинный (нравственный) аскет приобретает власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [АСКЕТИЗМ, ВЛАСТЬ, ДОБРО] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Служители средневековой церкви, мучившие и сжигавшие еретиков, евреев, колдунов и ведьм, были по большей части люди в аскетическом смысле безупречные, но односторонняя сила духа, при отсутствии жалости, делала их воплощенными дьяволами. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ЛЮДИ, ЦЕРКВИ, СИЛА] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
... корень нашего нравственного отношении к другим заключается не в участии, или чувстве солидарности вообще, а именно в жалости, или сострадании. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [КОРЕНЬ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
... когда солдат на войне по команде убивает неприятеля, побуждаемый только «долгом службы», то, как бы мы в принципе ни относились к войне вообще, мы, конечно, не станем обвинять этого солдата в безнравственной жестокости; другое дело, если он находит удовольствие в убийстве и с наслаждением прокалывает человека штыком. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ДЕЛО, СОЛДАТ, УДОВОЛЬСТВИЕ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Сожаление о страданиях преступника, конечно, не есть одобрение или оправдание преступлений. Напротив, чем большую жалость возбуждают во мне прискорбные последствия чьих-нибудь грехов, тем сильнее моё осуждение этих грехов. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ПРИЧАСТНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ, СОСТРАДАНИЕ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Общее сознание в человечестве решительно признает, что жалость есть добро; человек, проявляющий это чувство, называется добрым; чем глубже он его испытывает и чем шире применяет, тем он признается добрее; человек безжалостный, напротив, называется злым по преимуществу. <...> Как постоянное свойство и практический принцип безжалостность называется эгоизмом. <...> Если, таким образом, эгоизм осуждается разумом как бессмысленное утверждение несуществующего и невозможного, то противоположный принцип альтруизма, психологически основанный на чувстве жалости, вполне оправдывается разумом, как и совестью. <...> ... разум выводит принцип или правило отношения ко всем другим существам: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою самим. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ОТНОШЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК, СОЗНАНИЕ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Отсюда два правила альтруизма — отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай (Neminem laede, imo omnes, quantum potes, juva). Первое, отрицательное, правило называется, в частности, правилом справедливости, второе — милосердия. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ПРАВИЛА, НИЧЕГО, ВМЕСТЕ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, то есть, другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога. <...> Не иметь этой веры — значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинства разумного существа. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ДОБРО, ЗНАЧЕНИЕ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Я знаю, что если бы я родился среди каннибалов, то и сам был бы каннибалом, и я не могу не чувствовать благодарности и благоговения к тем людям, которые своими трудами и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и довели его до той степени культуры, на которой он теперь находиться. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
... воздержность или умеренность имеет достоинство добродетели лишь тогда, когда относится к состояниям и действиям постыдным, ограничивая или отстраняя их. Добродетель не требует, чтобы мы были воздержны или умеренны вообще или во всем, а только чтобы мы воздерживались от того, что ниже нашего человеческого достоинства и что беспрепятственно допускать было бы нам стыдно. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ДОСТОИНСТВА, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДОБРОДЕТЕЛИ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Ибо источник человеческих законов — источник смутный. Прозрачная струя нравственной правды едва видна в нём под наносом других, чисто исторических элементов, выражающих только фактическое соотношение сил и интересов в тот или другой момент. Поэтому справедливость, как добродетель, далеко не всегда совпадает с легальностью, или правдою юридическою, а иногда находится с нею в прямом противоречии, как сознано самими юристами: summus jus — summa in juria.Summus jus - summa in juria - Высшее право - высшая несправедливость (лат.). ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВО] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
В чувстве полового стыда — <...> человек признает для себя постыдным <...> самую сущность того закона природы, которому подчиняется весь органический мир. Важно здесь не столько то, что человек вообще стыдится, сколько то, чего он стыдится. Обладая этою способностью стыда, не замечаемою у других животных, человек мог бы быть определен как животное стыдящееся. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [СУЩНОСТЬ, ЧЕЛОВЕК] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
... всякий согласится, что бывает патриотизм неразумный, вместо желаемой пользы приносящий вред и ведущий народы к гибели, бывает патриотизм пустой, выражающий только голословную претензию, и бывает, наконец, патриотизм прямо лживый, служащий только личиною для низких, своекорыстных побуждений. <...> Что касается до нашего отечества... Петр Великий и Пушкин — достаточно этих двух имен, чтобы признать, что наш национальный дух осуществляет свое достоинство лишь в открытом общении со всем человечеством, а не в отчуждении от него. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ, НАРОДЫ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Нравственный принцип не позволяет превращать действительное лицо, живого человека с его неотъемлемым и существенным национальным определением в какой-то пустой, отвлеченный субъект, произвольно выделяя из него определяющие его особенности. <...> ... если мы любим человека, то должны любить его народность, которую он любит и от которой себя не отделяет. Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей, <...> то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, или национализма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ОТНОШЕНИЯ, ЛИЦА, ЕСЛИ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Самое важное и решающее значение при борьбе духа с плотью в физиологической области имеет половая функция. <...> Брак одобряется и освящается, деторождение благословляется, а безбрачие превозносится как «ангельское житие». Но самое это обозначение его ангельским как будто намекает на третий, высший путь — божественный. <...> Полагать же, что проповедь полового воздержания, хотя бы самая энергичная и успешная, может преждевременно прекратить физическое размножение человеческой природы и привести ее к гибели, есть мнение столь нелепое, что по справедливости следует усомниться в его искренности. Едва ли может кто-нибудь серьезно бояться опасности для человечества именно с этой стороны. Пока для обновления человеческого рода необходима смена поколений, охота к произведению этой смены, наверное, не оскудеет в людях. <...> ... самое понятие о «преждевременном» прекращении деторождения в силу проповеди целомудрия есть чистейшая бессмыслица, изобретенная лицемерами: ну кто же когда-нибудь, отдаваясь плотскому влечению, думал этим обеспечивать будущность человечества? ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ЗНАЧЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПРОПОВЕДИ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Плоть есть бытие, не владеющее собою, всецело обращенное наружу — пустота, голод и ненасытность <...>; в противоположность этому дух есть бытие по внутренним определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собственною своею силою <...>. Следовательно, самосохранение духа есть прежде всего сохранение его самообладания. Это есть главное во всякой истинной аскезе. Так как тело человеческое <...> не имеет самостоятельного нравственного значения, а может служить выражением и орудием как для плоти, так и для духа, то нравственная борьба между этими двумя сторонами нашего существа <...> — борьба за власть над телом. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ГОЛОД, БОРЬБА, ПУСТОТА] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра
Другие пессимисты — серьезные, то есть самоубийцы, со своей стороны тоже невольно доказывают смысл жизни. Я говорю про самоубийц сознательных, владеющих собою и кончающих жизнь из разочарования или отчаяния. <...> Ромео убивает себя, потому что он не может обладать Джульеттой. Для него смысл жизни в том, чтобы обладать этою женщиною. Но если бы действительно смысл жизни заключался в этом, то чем бы он отличался от бессмыслицы? Кроме Ромео сорок тысяч дворян могли находить смысл своей жизни в обладании тою же Джульеттой, так что этот мнимый смысл жизни сорок тысяч раз отрицал бы самого себя. При других подробностях мы находим то же самое в сущности всякого самоубийства: совершается в жизни не то, что по-моему должно бы в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла и жить не стоит. ( Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра) [ЖИЗНЬ, смысл, МНИМЫЙ] [31.12.2016 01:01:01]
{ 0 / 0 }
Примечание: Владимир Сергеевич Соловьёв. Оправдание добра